Журналисты «СГ» побывали в регионах и узнали, что отсутствие карантинных мер позволило нашим переработчикам расширить географию экспортных поставок и выполнить доведенные показатели эффективности работы.
В СТРАНЕ на фоне пандемии разработали несколько комплексов мер господдержки различных отраслей экономики. Однако в ОАО «Слонимский мясокомбинат» убеждены: самой действенной стала взвешенная политика государства в отношении эпидемиологической ситуации. Ни на день не прерывался производственный цикл на мясокомбинате. Вирус, конечно, не обошел стороной, но переработчики сумели выстроить работу так, что не только не снизили объемы производства, но и нарастили их. К примеру, в период пандемии наиболее продаваемым товаром стала консервная продукция. С начала года ее производство увеличилось на 22,6 процента. На уровне 100 процентов сохранили выпуск колбасных изделий. Почти на 28 процентов больше переработали мяса. Экспорт увеличился более чем в два раза. Вырос темп роста товарной продукции — 122 процента.
— Даже в непростых условиях пандемии, когда приходилось корректировать рабочие графики, а иногда увеличивать продолжительность смен и предоставлять сотрудникам внеочередные отпуска, сработали слаженно и вышли на высокие показатели. Говорят, нет худа без добра. Отсутствие карантинных мер сказалось благоприятно. Одни предприятия уходят с рынка, другие занимают нишу. Мы такую возможность не упустили. Тем более из-за существующих с начала 2019 года ограничений на поставки в Россию уже искали иные возможности для сбыта. Новые площадки оказались более премиальными, чем те, с которых мы временно вынуждены были уйти. В начале этого года освоили рынок Китая — отгружаем крупные партии говядины. При этом известно, что Китай ввел ограничения на поставку продукции из стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. Мы в этом плане стали исключением. Похоже развивалась ситуация с еще одним нашим контрагентом — Узбекистаном. Благодаря новым возможностям экспорт увеличили более чем в два раза, — рассказывает генеральный директор ОАО «Слонимский мясокомбинат» Сергей Скиба.
Продукция комбината поставляется более чем в 10 стран мира. В числе пополнивших список, кроме Китая, — Гана. На Африканском континенте высоко оценили качество говяжьих субпродуктов. Идут переговоры о реализации мясной продукции.
Когда по всему миру замедлялись темпы производства и снижалась деловая активность, географию экспортных поставок расширило и волковысское ОАО «Беллакт». Как рассказал заместитель гендиректора компании Вадим Петрученик, единожды закрытое предприятие непросто раскрутить заново со всей его технологической цепочкой. Предприятия должны работать. Это и стало главным рецептом экономической стабильности компании.
— Работали в штатном режиме, форс-мажорных ситуаций, связанных с производством, не возникало. Кроме того, что сотрудники немного чаще ходили на больничный. Но эта ситуация была кратковременной, мы с ней справились. И хоть резкого роста продаж нет, все доведенные показатели эффективности предприятия выполняются, — отметил Вадим Петрученик.
К слову, продуктовый портфель «Беллакта» — один из богатейших среди производителей молочной индустрии. Продукция экспортируется в 17 стран мира. Основной рынок сбыта — Россия, но ее доля в экспорте уменьшилась с 75 до 68,8 процента.
Причину озвучил начальник отдела внешнеэкономической деятельности компании Илья Корогодов: снизился спрос на сухое молоко. Не растерялись: часть выработанного продукта перенаправили на рынки третьих стран, прежде всего Китая. Теперь список стран-партнеров возглавляют еще Монголия, Казахстан. В этом году впервые отгрузили 100 тонн сухого обезжиренного молока в Иорданию. Первые партии сухого детского питания уехали в Армению, а недавно — в Афганистан.
Всего за шесть месяцев «Беллакт» экспортировал более чем на 28 530 тысяч долларов продукции. Экспорт — 100,8 процента.